7 класс история и культура СПб

Урок №31

Тема урока. Итоговое повторение. СПб – императорская столица.
Наш город, «рождённый» в 1703 году по замыслу и велению Петра Великого, с 1712 года стал столицей Российской империи. Он является «зеркалом» исторических событий, с его историей вы продолжите знакомство на уроках истории в следующем учебном году. В этом году мы приоткрыли страницы петровского, елизаветинского, екатерининского, павловского времени, попытались узнать, что представляла собой жизнь петербуржцев того времени, какое культурное наследство напоминает нам о 18 веке. Спасибо всем, кто не воспринимал уроки по истории и культуре СПб как тяжёлое, неинтересное времяпровождение, а с удовольствием выполнял задания, расширяя тем самым своё историко – культурное сознание.

Задание на лето: познакомиться с памятниками императорам, прогуляться возле Таврического дворца, построенного в стиле классицизма и понять, что он действительно разительно отличается от Зимнего дворца – вершины пышного барокко. Посетить музеи – обязательно, например, Морской (на Площади труда), увидеть Ботик Петра, познакомиться с экспозицией, посвящённой морской тематике, ведь наш город является и морской столицей России. Желаю вам новых открытий!

_________________________________________________________________________

Урок №30

 Всем обучающимся 7а,б,в,г выполнить работу к 18 мая, 19 мая выставляются оценки за четверть и за год.

Проверочная работа. Жизнь нашего края в XVIII веке.

1.      В 18 веке наш край входил в состав Санкт – Петербургской губернии. (да? нет?)

2.      Какая дорога не вела к столице? (Петергофское шоссе, Царскосельская дорога, Мурманское шоссе)


3.      Для петербургских набережных и мостов гранит вырубали в каменоломнях по берегам Финского залива, реки Охты, Реки Невы?  запиши ответ.

4.      Царское село хранит память о веке причудливого барокко и о веке классицизма. Екатерининский дворец, Чесменская колонна, Кагульский обелиск создают неповторимый облик этой царской резиденции. Но особую прелесть парку придаёт Большой каскад. Выпиши ошибку.


5.      Выпиши резиденции, которые любил Павел: Царское село, Гатчина, Петергоф, Павловск.

6.      В годы великой Отечественной войны были разрушены почти все царские резиденции. Противники их восстановления считали, что после войны у страны нет средств на восстановление, людям негде жить, поэтому лучше построить на месте разрушенных дворцов жилые дома. Как ты думаешь, почему царские резиденции всё же были восстановлены?



7.      Выпиши здания, построенные в стиле классицизма: Меншиковский дворец, Кунсткамера, Смольный собор, Каменноостровский дворец, Зимний дворец, Здание Академии наук, Здание 12 коллегий, Таврический дворец.
________________________________________________________________________
Урок №29


Запишите в тетради дату (по расписанию уроков), тему и план урока.
Прочитайте текст, познакомьтесь с дополнительной литературой о Павле I.

Тема. СПб времён Павла – великого князя и императора.

План.        1. Характеристика Павла I.
              2.  Изменения в жизни столицы при Павле I.

1.      Павел I (1796 – 1801 – годы правления.)  - сын Екатерины II  и Петра III был отобран Елизаветой Петровной у родителей, поэтому он был лишён материнской ласки и участия, даже когда он стал взрослым, Екатерина II не допускала его ко двору, Павел ощущал нелюбовь матери к себе, поэтому придя к власти в 42 года, он всячески подчёркивал своё презрение к ней и её делам. Воспитателем Павла был граф Н.Панин. С четырёх лет он умел читать, изучил многие науки, знал немецкий, французский, итальянский языки, разбирался в  искусстве, но превыше всего ценил военное дело. У него был сложный характер: вспыльчивый, подозрительный, мнительный. Историки до сих пор спорят, кем же был Павел: тираном или реформатором, желающим навести порядок в России.

2.     Павел I запретил дворянские балы, роскошь в одежде и в быту. Все дворяне должны были рано вставать, завтракали, обедали в те часы, которые определил император. Всё своё время, силы и таланты дворяне должны были отдавать служению Отечеству: дворяне – чиновники должны были нести службу в министерствах и ведомствах, а венные быть при своих полках.
Все должны были ходить в мундирах, а не кутаться в шубы даже в морозы; ездить на извозчиках, а не в каретах. Павел требовал каждодневных занятий в стрельбе, маршировке. Каждый день в 10 часов утра он лично занимался со своей гвардией – Павловским полком.
По приказу Павла за двадцатилетнюю службу солдаты получали отличительный знак – ленточку в петлицу и освобождались от телесных наказаний. Он присвоил А.В.Суворову звание генералиссимуса. При нём установили памятники Суворову и фельдмаршалу П.А.Румянцеву.
В Зимнем дворце приказано было установить ящик для прошений и жалоб, и каждый петербуржец мог пожаловаться императору, а он был скор на расправу, никого не казнил, но очень часто из Петербурга уезжали на повозках в ссылку сосланные дворяне.
Павел запретил продавать крепостных с аукциона и разрешил крестьянам заниматься мелкой торговлей в городе.
При Павле в Петербурге были открыты: медицинское училище, музыкальная академия, училище для сирот. Завершено было строительство здания первой публичной библиотеки.

Домашнее задание: ответьте письменно на вопросы.
1.    Как вы думаете, что оказало влияние на формирование характера ПавлаI
2.      Дайте оценку изменениям в столице при Павле I.
 ___________________________________
к уроку №28 В связи с тем, что опубликованный текст не прочитывается, домашнее задание следующее: Как вы думаете, какие проблемы петербуржцев 18 века остались в современном городе?

Задание для 7 «г» класса по расписанию 21 апреля (отправить к 28 апреля)

Задание для 7 «в» класса по расписанию 24 апреля (отправить к 1 мая)

Задание для 7 «а», «б» классов по расписанию на 25 апреля (отправить к 2 мая)


Урок № 28     
Тема. Повседневная культура петербуржцев.
План.
I.                    Кто жил в Петербурге.
II.                  Кто управлял городом.
III.                Какие были проблемы у петербуржцев и как они решались.
Данные по первому пункту плана:
Население города росло: I750 год – 95 тыс. человек, I782 год – I70 000 тыс., I800 год – 220 000 тысяч человек.
Прочитай текст, выпиши данные о составе населения города.
«На спектакль в Императорский Эрмитажный театр приглашались лишь придворные. В зале могли разместиться не более 400 человек.
На строительстве дворянской усадьбы было занято несколько сотен каменщиков, кровельщиков, штукатуров, декораторов, садовников. Обслуживали усадьбу десятки крепостных: истопники, кухарки, конюхи, лакеи, горничные. И ещё  десятки людей составляли крепостной хор, оркестр и театр. Десятки тысяч работных людей обслуживали казенные предприятия: Литейный двор, Пороховые заводы.»
Состав населения города: далее твой ответ…

Прочитай данные об управлении городом: «Истинной хозяйкой города была сама императрица – Екатерина II, каждое утро к ней приходил Обер – полицмейстер и докладывал о происшествиях, именно он отвечал за порядок и спокойствие в Петербурге. Город делился на I0 частей во главе с частными приставами, которым помогали полицейские. Наряду с полицейским управлением в городе было создано самоуправление: горожане выбирали Городскую думу во главе которой стоял Городской голова. Городская дума отвечала за благоустройство города, ведала школами, больницами, следило за торговлей, собирало налоги с горожан.»
Как называется орган самоуправления в современном Петербурге? Запиши в тетрадь ответ.

Прочитай внимательно текст о проблемах петербуржцев и составь таблицу. (подобную мы уже составляли) – задание по 3 пункту плана, это и есть ваше домашнее задание. Выполнить его к 28 апреля.


________________________________________

Задание для 7 «г» класса по расписанию 14 апреля (отправить к 21 апреля)

Задание для 7 «в» класса по расписанию 17 апреля (отправить к 24 апреля)

Задание для 7 «а», «б» классов по расписанию на 18 апреля (отправить к 25 апреля)


Урок № 27.
Тема. Три знатнейших искусства. Живопись и скульптура.
    1.    Черты живописи классического стиля.
    2.    Классицизм в скульптуре.

     I.  Прочитать и выписать в тетрадь черты живописи классического стиля, имена художников и их творения.

а. Живописные полотна создавались на античные, библейские, исторические сюжеты. Эти сюжеты в аллегорической форме подсказывали зрителю правила поведения, т.е. воспитывали в них высокие чувства.
б. Ярким цветом выделялась главная фигура, которая всегда находилась в центре полотна.
в. Вокруг центрального героя симметрично располагались остальные лица и предметы.
г. Люди изображались красивыми, с благородными жестами и позами.
д. Техника написания картины была высочайшей: нельзя было заметить на полотне следов кисти или цветовых границ.

 Имена мастеров: Д.Г.Левицкий «Портрет флигель – адъютанта А.Д.Ланского». (рис.1)


А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (рис.2)



В.Л.Боровиковский «Портрет Лопухиной»  (рис.3)


II.Прочитать и выписать в тетрадь черты классицизм в скульптуре, имена мастеров и их творения.
Все петербургские скульпторы работали в стиле классицизма, образцом для них служила античная скульптура.
Черты:
а. Идеальные пропорции.
б. Идеализация образа реальных людей.
в. Античные сюжеты и атрибуты (оружие, одежда, античные сооружения и их детали).
Имена мастеров и их творения:
М.И.Козловский. Памятник А.В.Суворову (рис.4)



Э.-М.Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник) (рис.5)




II.                Домашнее задание. (на выбор – одно задание)
1.     Выбрать картину и составить её описание, т.е. доказать, что она написана в стиле классицизма
2.     Выбрать скульптурный памятник и составить его описание, т.е. доказать, что он выполнен в стиле классицизма
3.     Выбрать имя художника, скульптора и дать характеристику его творчеству


________________________________________

Здравствуйте, ребята! Перед вами маршрутный лист урока, следуйте по нему и выполняйте все задания в тетради письменно. Желаю вам успешной работы. Тема урока. «Три знатнейших искусства» в СПб. Архитектура. (урок №26) – запишите тему урока. 1. Прочитайте : Архитектура – это искусство построения зданий. Мы познакомились с петровским барокко и пышным (елизаветинским) барокко. Сегодня познакомимся с классицизмом. В эпоху Екатерины II этот стиль прошёл путь от раннего до строгого классицизма. В раннем классицизме ещё заметны черты «пышного» барокко – Мраморный дворец, Академия художеств. А вот здания строго классицизма более всего напоминают античные сооружения – Таврический дворец и здание Академии наук, эталоном для них стал греческий Парфенон. Поэт Державин так охарактеризовал этот стиль: «Наружность здания не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус – его достоинство; оно просто, но величественно». 2. Запишите в тетрадь черты классицизма: - фасад можно мысленно разделить по вертикали на 3 части : центральная с фронтоном и две боковые - здание имеет скромное декоративное убранство или вообще отсутствует - двускатная крыша, окна без наличников - белые колонны и песочного цвета стены Сравните два здания : Парфенон и российский Парфенон – здание Биржи на Стрелке В.о. Найдите черты сходства. 3. Домашнее задание: Выберите одно из этих зданий и составьте личную карточку по плану (письменно в тетради): 1. название здания 2. архитектор 3. где находится 4. годы постройки 5. характеристика (история) архитектурного сооружения Используйте интернет ресурсы и личную библиотеку.

2 комментария: