6 класс история

Урок №62

Задание на 20 и 21 мая.
Готовимся к ВПР: стр.228 – выписать даты, стр.230 - понятия
______________________________________________________________________________

Урок № 61.

Ребята, мы с вами познакомились с основными событиями истории Росси с древнейших времён до начала 16 века. В первой четверти планируется провести ВПР по истории России за курс 6 класса, а учебники мы с вами сдадим, поэтому для того, чтобы не забыть основные понятия, я даю вам задание: записать в тетрадь значение слов – стр. 230.

 Тетради не терять! (принести их на первый урок истории в сентябре)

Баскаки, вервь, вече, вотчина, дань, десятина, закупы, залежная система земледелия, курултай, лествица, люди, митрополит, монастырь, плинфа, погосты, подсечно – огневая система земледелия, полюдье, посад, посадник, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, ряд, смерды, тысяцкий, уделы, улус, уроки, усобица, устав, фреска, хан, холопы, численники, языковая семья, язычество, ярлык.


По знанию этих понятий будет проведён устный и письменный зачёт. (в сентябре)
________________________________________________________________________________

Урок №60 по расписанию на 13 мая.

Ребята, мы вышли на «финишную прямую» - окончание учебного года не за горами. Ваши работы я проверяю «выборочно», т.е. обращаю внимание на тех, у кого мало оценок, но эту работу необходимо выполнить всем. Желаю Вам успеха! (сдать работу необходимо до 17 мая, 19 мая выставляются оценки за четверть)

Проверочная работа.

1.      Объясни значение слов: феод, феодал, вассал, соседская община, крепостные крестьяне, барщина, натуральный оброк, денежный оброк, чересполосица, натуральное хозяйство, присваивающее хозяйство

2.      Выпиши лишнее слово: поляне, дреговичи, уличи, поляки, кривичи, словене ильменские.

3.      Кому принадлежат изречения:
 а) Киев – «матерь городов русских»
б) «Откуда есть пошла земля русская»
в) «Иду на Вы!»

     4.    Выпиши лишнее слово: церковь, монахи, посадник, священники, храм, митрополит.

     5.   Соотнеси даты и события:
1. 1223      а. Ледовое побоище
2. 1240      б. Битва на Калке
3. 1242      в. Куликовская битва
4. 1380      г. Основание Москвы
5. 1480      д. Стояние на Угре – освобождение Руси от монгольского владычества
6. 1147      е. Невская битва

(ответ запиши в следующем виде, например: 1е, и т.д. )

    6. В 1497 году был принят Судебник. Из двух утверждений выбери правильный ответ и запиши его под соответствующей цифрой.
А. «Судебник – это свод законов единого государства»
Б. «Судебник – это сборник моральных норм и принципов, принятых в русском обществе»

1. верно только А
2. верно только Б
3. верны А и Б
4. неверны оба утверждения





__________________________________________________________

Задания для 6 - х классов по истории России по расписанию 30 апреля
Милые мои шестые, мы с вами пропустили очень интересный и важный период в истории нашей страны, я планирую этот период повторить с вами в сентябре. Мне понравилось, что большинство  из вас добросовестно выполняют дистанционные задания: понимают, что надо изучить, на какие вопросы ответить – это меня радует, историю своей страны надо знать – к такому выводу приходят все россияне. В первой четверти  будущего учебного года нас ожидает ВПР по истории и обществознанию, по истории я не просто прошу, а требую, чтобы вы запомнили даты, события и могли объяснить значение новых слов.  (учебник за 6 класс передадут другому 6 классу, у вас же останутся записи в тетрадях и ваша Зрительная память). Сегодня вы познакомитесь с параграфом, который расскажет вам об искусстве 13 – 15 века, важно зрительно запомнить архитектурные сооружения и иконописную живопись – гордость и достояние русского народа.


Урок № 59.

Тема. Русское искусство  во второй половине 13 – 15 века.

План.
1.      Архитектура.
2.      Живопись.

Вспомните характерные черты древнерусских храмов, в тетрадях у вас есть схема и описание этих храмов. Прочитайте параграф 32.

Задание № 1. Выпишите в тетрадь архитектурные сооружения – храмы. Обратите внимание, что на сооружение новых кремлёвских стен и внутри кремлёвских сооружений были приглашены итальянские архитекторы. Как вы думаете, почему? Дело в том, что русские мастерство было утрачено в период  золотоордынского владычества (Успенский собор, построенный русскими мастеровыми – рухнул…. ) , поэтому русские цари больше доверяли иностранным мастерам.

Задание № 2. Выпишите в тетрадь имена иконописцев и их творения.
Вспомните характерные черты русской иконописи по византийскому образцу.

Домашнее задание:  записи №1 и №2
 ______________________________________________________

Задание для 6 - х классов по расписанию 29 апреля

Урок № 58
Тема. Русская литература во второй половине XIIIXV века.
План.
1.       Развитие письменности.
2.      Литература.

Задание №1 – Прочитай первый пункт пар.31 и запиши в тетрадь под цифрой 1 « Стили письма». Подумай, к какому стилю относится твоё письмо.

Задание №2 – Под цифрой 2 запиши в тетрадь: «Виды литературных произведений»
- духовная литература (Жития святых),
- героическая  (Повести о битвах)
- исторические сочинения (Хронографы)
- путевые заметки («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)
- сказки ( о Бабе- яге, Иване- царевиче)

Задание №3 – прочитай отрывок из Жития Михаила Черниговского  и Михаила Тверского на стр.215 и устно ответь на вопросы.


Домашнее задание: повтори основные даты, понятия, имена из пар.26 – 30, подготовься к письменной проверочной.

 __________________________________________________________


Задание для 6 «а», «б», «в» класса по расписанию 23 апреля, сдать домашнее задание к 29 апреля.

Урок № 57
Тема. Русская православная церковь во второй половине XIII - XV веке.
План.
       1.      Москва – духовный центр России.
2     2.      Сергий Радонежский – духовный покровитель Руси.

I.                    Прочитай пар.30.
II.                  Выпиши в тетрадь главные выводы.

Церковь – это организация верующих. В 1299 киевский митрополит перенёс свою резиденцию из Киева во Владимир. А митрополит Пётр – в Москву, поэтому именно Москва  становится духовным центром России. Представитель от русской церкви Исидор в 1439 году подписал Флорентийскую унию (соглашение), по которой русская церковь должна быть в подчинении папы римского. Это вызвало возмущение всех православных на Руси. В 1448 году русская церковь стала автокефальной, т.е. никому не подчинялась, а сама выбирала главу церкви – митрополита. Им был выбран Иона.

В конце XV века церковь разделилась на 2 группы: нестяжатели и иосифляне.

1.      Нестяжателей возглавил Нил Сорский, они выступали против стяжания, т.е. накопления богатств церковью, они считали, что священники должны вести скромный образ жизни, а не жить за счёт простых людей.
2.      Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, наоборот, считали, что церковь должна всячески приумножать свои богатства, это позволит ей строить храмы, монастыри, активно проповедовать православие среди простых людей.
Иван III поддержал иосифлян, которые признавали государя наместником Бога на земле, а нестяжатели были объявлены еретиками. (как с ними обращались, вы знаете из истории средних веков – это записывать не надо.)

III.                Составь письменный рассказ о Сергии Радонежском, используя текст параграфа и дополнительную литературу – не менее 1 страницы – это и будет твоим домашним заданием.


P.S Ребята и уважаемые родители, мой компьютер был в ремонте, поэтому урок выкладываю позже, к субботе проверю все домашние задания.
___________________________________


Задание для 6 «а», «б», «в» класса по расписанию 22 апреля 

Урок № 56

Тема. Конец эпохи раздробленности. Освобождение от монгольской зависимости.

При Иване III (1462 – 1505) Московское княжество значительно расширило свою территорию:
1.      Иван III купил Ярославское и Ростовское княжества у местных князей
2.      В 1471 году в битве на реке Шелони московский государь нанес поражение новгородцам, а в 1478 году окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству.
3.      В 1485 году присоединил Тверское княжество.
4.      В результате войны с Литвой в состав Москвы перешли Северская земля и большую часть Черниговской земли.

Эти факты доказывают, что пришёл конец раздробленности русских земель. Было создано единое Русское государство, столицей была Москва.
 Как ты помнишь, признаками государства является единая территория, столица, правитель, который командует армией, издаёт законы, собирает налоги. Управлять государством ему помогают чиновники, которые руководят различными государственными органами власти, мало того, у государства есть внешние отличительные признаки – герб, флаг, гимн.

При Иване III произошло ещё одно важное событие – освобождение от власти Орды в 1480 году.

Домашнее задание:
1.      Прочитай пар.29
2.      Из пункта №3 выпиши государственные символы России
3.  Из пункта №3 выпиши признаки единого государства (составь кластер или рассказ – описание)
 ________________________________________

6 класс "а", "б", "в" – история.

16 апреля. Запишите дату, тему, план.

Тема урока. Русские земли в конце XIV – пер.пол.XV века.(параграф 28)
План.

1.    Усиление Московского княжества.
2.  Междоусобная война в Московском княжестве.
3.  Распад Золотой орды.

Прочитайте параграф 28. и выводы по параграфу:
Василий I (1389 – 1425)- старший сын Дмитрия Донского расширил границы московского княжества, женившись на дочери литовского князя Витовта Софье, заключил союз с Литвой, какое – то время не платил дань Золотой орде. Свою власть передал десятилетнему сыну Василию II (1425 – 1453), хотя на великокняжеский московский престол претендовал его старший брат Юрий, который начал братоубийственную войну за власть – усобицу. В результате которой Василий II был ослеплён и получил в истории прозвище Тёмный, но он удержал власть и Москва, таким образом, превратилась в центр русских земель, и московские князья без получения ярлыка от хана Золотой орды стали считаться Великими князьями. Междоусобная война за власть раздирала и саму Золотую орду, в ходе которой она распалась на отдельные части – ханства, что ускорило освобождение Руси от ордынской власти.

Домашнее задание сдать 22 апреля (по учебному расписанию)

Ответьте письменно на один из вопросов:

№1 «Какие земли вошли в состав Московского княжества при Василии I

№2 «На какие части – ханства распалась Золотая орда?»

Подготовьте сообщение о Тамерлане, на сайте Российская электронная школа познакомьтесь с уроком №31 (по желанию)
_______________________________________________

Задание для 6 «а», «б», «в» класса по расписанию 15 апреля (отправить к 16 апреля)



Урок №54
Запишите в тетрадь тему, план, основные даты и имена.

Тема. Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой.
План.
1.    Укрепление Москвы при Дмитрии Ивановиче (Донском).
2.    Куликовская битва.
3.    Нашествие Тохтамыша на Русь.

Основные даты и имена: Дмитрий Донской, Мамай, Пересвет, Челубей, Тохтамыш, 11 августа 1378, 8 сентября 1380 г., лето 1382 г.

Прочитайте параграф №27, он по объёму большой, но интересный!
Запишите в тетрадь как укрепилась Москва при Дмитрии Ивановиче, под цифрой 1 (соответствует первому пункту плана)
1.При Дмитрии Ивановиче произошло укрепление Москвы:
- возведены белокаменные стены Кремля,
- тверской князь признал московского князя «старшим братом»,
- в битве на р.Воже 11 августа 1378 г. хан Мамай потерпел поражение.
 2. Куликовская битва – 8 сентября 1380 г. – ещё раз прочитай описание битвы, если тебе интересно – нарисуй схему расположения русских войск.
Выпишите в тетрадь значение Куликовской битвы!

3. Поход Тохтамыша на Москву по плану:
1. задачи:
2. основные события:
3. итоги:

Ребята, я проверяю как вы умеете работать с текстом параграфа, ещё раз пишу, что он большой, но это вас не должно обескураживать, в тексте есть все ответы на поставленные для вас задачи, главное – внимательно и вдумчиво его прочитать и сделать записи чёткие и ясные. Если в ответе будет «сплошной текст», то это значит, что мы с вами не научились с ним работать. Прошу меня порадовать отличными оценками!

Итак, ваша работа должна выглядеть так:
Тема, план, основные даты и имена.
1.    Укрепление Москвы при Дмитрии Ивановиче (перепишите из моего текста)
2.    Значение Куликовской битвы (выпишите из пар.)
3.    Поход Тохтамыша  на Москву (см.план)
Желаю успеха!
 __________________________________________________

Урок №52, 53
I.Запиши в тетрадь тему, план, основные понятия.
Тема урока: Судьбы Северо – западной и Северо – восточной Руси после монгольского нашествия.
План.
1.     Господин Великий Новгород и Господин Псков: Северо – западная Русь.

2.     Северо – восточная Русь : Владимирское княжество после монгольского нашествия.


3.     Борьба за великое княжение владимирское между Москвой и Тверью.

Основные понятия: республика, вече, наместники князя, бояре, вотчины, удельные княжества, черносошные крестьяне, холопы, оброк, барщина, трёхпольная система.

II. Прочитай параграф 26. Читай осмысленно, обращай внимание на основные понятия, значение которых ты должен выучить.
III. Прочитай выводы.
1.     Господин Великий Новгород и Господин Псков. В Новгороде существовала республиканская форма правления. Республика – форма правления, при которой существуют выборные органы власти. Высшая власть принадлежала вече – народному собранию, которое выбирало посадника, тысяцкого и других должностных лиц, утверждало наместника- представителя Великого владимирского князя. Но всё чаще все вопросы решал Совет господ, состоящий из знати. Такая же система правления существовала и в Пскове. Северо – западная земля не была разорена в ходе Батыева нашествия, но платила Орде дань.

2.     Северо – восточная Русь : Владимирское княжество после монгольского нашествия.
Владимирское княжество управлялось Великим князем владимирским с помощью удельных князей, которые стояли во главе удельных княжеств – частей Владимирского княжества. Князьям помогали бояре -  богатые земвлевладельцы, получившие от князя в знак благодарности за верность и службу землю – вотчину, которую имели право передавать по наследству своим сыновьям при условии несения службы князю. Князь мог пожаловать вотчину, но мог и передать её другому, если боярин попадал не в милость.
 В вотчинах работали холопы – рабы, они обеспечивали князя или боярина всем необходимым для жизни: выращивали хлеб, разводили скот, строили хоромы, шили одежду, изготовляли оружие и т.д.
Основным же сельским населением княжества были свободные земледельцы – черносошные крестьяне, которые платили великому князю налог. Если же Великий князь землю, на которой жили черносошные крестьяне дарил за особые заслуги удельному князю, боярину или монастырю, то некогда свободные крестьяне превращались во владельческих крестьян и вынуждены были платить хозяину земли оброк, отрабатывать барщину, и не имели права покидать место своего жительства.
(Подумай, чем налог отличается от оброка. Для этого вспомни определения оброка – у нас в тетрадях есть записи)
 Крестьяне использовали трёхпольную систему обработки земли, которая обеспечивала более высокие урожаи зерна. (Если хочешь, сделай рисунок – схему этой системы)

III. Борьба за великое княжение владимирское между Москвой и Тверью.
 Для того, чтобы стать Великим князем владимирским, надо было получить у хана Золотой орды ярлык – документ на великокняжеский престол. Борьбу за престол одержали московские князья. И впоследствии Москва превратилась в столицу Российского государства. Москва впервые упоминается в летописи как пограничная крепость Владимирского княжества в 1147 году, когда в ней Юрий Долгорукий «дал обед силён» своему князю – союзнику. Именно эта дата считается годом основания Москвы. (Кстати, СПб тоже был столицей России: с 1712 по 1918 год. Подумай, кто перенёс столицу из Москвы в наш город). Александр Невский передал Москву в удел своему сыну Даниилу, который расширил границы своего удельного княжества (об этом написано в учебнике – стр.173, на уроке мы отметим эти земли в контурных картах), а сын Даниила – Юрий поставил для себя задачу – стать главным князем, получив ярлык на великое княжение владимирское…

Домашнее задание:
1.     Выписать в тетрадь значение новых понятий. Выучить их.

2.     Составить план – конспект пункта №3 , стр.173: выписать в тетрадь между кем шла борьба за великокняжеский ярлык, кто одержал победу и почему. План – конспект – это тот же план, (составлять который ты умеешь), только с записью опорных слов.

Домашняя работа должна выглядеть так:
            Борьба за великое княжение владимирское между Москвой и Тверью.
1.     Первый московский князь – Даниил Александрович. ( сын Александра Невского, отнял у рязанского князя Коломну, у смоленского – Можайск, получил по наследству Переяславль – Залесский – расширил московские земли)

2.     Борьба за владимирский престол между Юрием Даниловичем и тверским князем Михаилом Ярославичем. ( …….. опорные записи)

 и т.д.

У тебя есть право сделать записи по своему усмотрению: таблица, кластер, опорная запись, но мне кажется, план – конспект самый оптимальный вариант.

Удачи тебе! Записи веди аккуратно, запомни имена князей, события – это пригодится тебе при выполнении ВПР.

Данное домашнее задание следует выполнить к 15 апреля .

______________________________

Тема урока: Великое княжество Литовское и русские земли. (параграф 25 - прочитать) (урок №51, 52) Цель: 1. Узнать, как образовалось Великое княжество Литовское и какие русские княжества вошли в его состав. 2. Какое значение имела Грюнвальдская битва. Маршрутный лист урока. 1. Прочитай первый пункт параграфа 25 «Образование Литовского государства» и составь в тетради таблицу: когда, какие земли вошли в состав Литовского государства. 2. Прочитай второй пункт «Общественный строй и управление». Составь кластер по управлению. 3. Прочитай третий пункт параграфа «Борьба Великого Литовского княжества с крестоносцами» и документ в конце параграфа. Выпиши в тетрадь дату Грюнвальдской битвы и её значение. 4. Прочитай моё сообщение – вывод, выпиши в тетрадь ключевые слова. В середине 13 века литовские племена образовали своё государство во главе с князем. (государство у восточных славян образовалось в 9 веке, вспомни год и первого русского князя из династии Рюриковичей; в чём суть норманнской теории). В начале 14 века Литовское государство укрепилось при князе Гедимине, а во вт.пол.14 века – при князе Ольгерде. Население русских княжеств, добровольно вошедших в Литовское княжество, надеялись на защиту от монгольской Орды, тем более, что Литва не притесняла русских. После смерти Ольгерда, его сын Ягайло стал польским королём, женившись на польской принцессе, началось сближение Литвы с Польшей. В 16 веке между двумя странами была заключена уния, т.е. союз, в результате которого образовалось новое государство – Речь Посполитая. 5. Сравни карты на стр.101 и 167, закрепи зрительно территориальные изменения.В классе будем работать с контурной картой. Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий